Сегодня на alter-zdrav.ru поговорим о практических упражнениях для восстановления речи после инсульта и о возможных методах и способах реабилитации в домашних условиях. Незаменима тут и помощь близких…
Инсульт — тяжелейшее испытание как для пациента, так и для его близких. Одним из самых распространенных последствий этого заболевания становятся речевые нарушения (афазия), которые наблюдаются у 35% пациентов. Восстановление речи требует комплексного подхода, терпения и времени. В этой статье мы подробно разберем виды афазии, методы реабилитации, упражнения в домашних условиях и современные подходы к лечению.
- Почему восстановление речи так важно
- Виды речевых нарушений (афазии)
- 1. Моторная афазия (центр Брока)
- 2. Сенсорная афазия (центр Вернике)
- 3. Семантическая афазия
- 4. Амнестическая афазия
- 5. Тотальная афазия
- Основные методы восстановления речи
- Занятия с логопедом-афазиологом
- Домашние практические упражнения для восстановления речи после инсульта
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для дикции и памяти
- Скороговорки
- Дополнительные методы лечения
- Медикаментозная терапия
- Физиотерапия и ЛФК
- Хирургические методы
- Экспериментальные подходы
- Роль и помощь близких в реабилитации после инсульта
- Заключение
Почему восстановление речи так важно
После инсульта речевые нарушения не только затрудняют общение, но и становятся причиной социальной изоляции, депрессии и потери мотивации. Раннее начало реабилитации — залог успеха.
Наибольший прогресс в реабилитации речи после инсульта наблюдается в первые 6 месяцев, когда нейропластичность мозга максимальна. Однако даже спустя год занятия остаются эффективными, хоть и требуют больше усилий.
Виды речевых нарушений (афазии)
Афазия возникает при повреждении речевых центров мозга. Ее тип зависит от локализации поражения:
1. Моторная афазия (центр Брока)
Причина: повреждение задней части третьей лобной извилины (доминантное полушарие).
Симптомы: пациент понимает речь, но не может произносить слова. Речь заменяется отдельными звуками или короткими фразами.
2. Сенсорная афазия (центр Вернике)
Причина: поражение верхней височной извилины.
Симптомы: потеря понимания речи. Пациент говорит бессвязно, заменяет слова, не осознает ошибок.
3. Семантическая афазия
Причина: повреждение стыка теменной, височной и лобной долей.
Симптомы: трудности с пониманием сложных грамматических конструкций (например, «брат отца» vs. «отец брата»).
4. Амнестическая афазия
Причина: поражение теменно-височной области.
Симптомы: пациент забывает названия предметов, но сохраняет способность к диалогу («это… ну, как его… чтобы писать»).
5. Тотальная афазия
Причина: обширное повреждение речевых зон.
Симптомы: полная потеря речи и ее понимания.
Человеческий мозг в ходе своей деятельности использует только 5-7% от своего потенциала. Тем временем миллиарды нервных клеток “тихонько отдыхают в сторонке”. Но в случае надобности, например, при повреждении части активных нейронов при геморрагическом или ишемическом инсульте, клетки запаса активно включаются в деятельность.
Основные методы восстановления речи
Занятия с логопедом-афазиологом
Логопед оценивает тип афазии, развившейся в постинсультном состоянии, составляет индивидуальную программу и постепенно усложняет задания. 30% пациентов начинают говорить еще в стационаре при регулярных занятиях.
Принципы работы
— Первые сеансы длятся 5-10 минут, чтобы не перегрузить пациента. Через месяц логопедическое занятие уже может длиться 30-40 минут.
— Темы выбираются с учетом интересов человека (хобби, профессия).
— Упражнения комбинируются с музыкотерапией и эмоциональной поддержкой.
Домашние практические упражнения для восстановления речи после инсульта
Регулярная практика — основа успеха. Вот универсальный комплекс речевых упражнений, применимый в домашних условиях, подходящий для всех типов афазии:
Артикуляционная гимнастика
1. Вытягивание губ в трубочку. Удерживаем 3-5 секунд. (5-10 повторов).
2. Захват верхней губы нижней челюстью и наоборот.
3. Высовывание языка максимально вперед (имитация змеиного шипения).
4. Облизывание губ по кругу и в стороны.
5. Цокание языком («лошадка»).
Какие виды логопедических упражнений можно еще использовать дома?
- Открываем рот, шею вытягиваем вперед, и язык максимально высовываем из ротовой полости. Задерживаемся в такой позиции на несколько секунд и возвращаемся в исходную. Повторяем 5-10 раз.
- Пробуем скрутить язык в трубочку.
- Рот закрытый. Языком пытаемся дотянуться к мягкому небу.
- Рот закрыт, зубы разомкнуты. Водим круговыми движениями языком между зубами и губами.
- Пытаемся улыбнуться на все 32 зуба, а потом улыбаемся, не показывая их.
- Поочередно тянемся языком к кончику носа, а затем – к подбородку.
- Посылаем воздушные поцелуи, при этом громко чмокаем.
Следующие ниже детские логопедические упражнения из артикуляционной гимнастики отлично подойдут и для восстановления речи после инсульта:
Упражнения для дикции и памяти
— Завершение фраз («Солнце светит…» — как? «ярко»).
— Разучивание стихов, песен, скороговорок.
— Совместное чтение вслух с обсуждением текста.
Скороговорки
Пример скороговорок для восстановления речи после инсульта
Начинайте с простых фраз: «Грустный кузнечик прыгнул в заросли». Повторяйте её несколько раз (улучшается подвижность языка и губ). Далее можно перейти к более сложным скороговоркам:
- Высоко на горе стучит кукушка в кувшин с крыжовником
- На печи лежало сто шишек, и Саша не знала, куда их деть
- Маша с Дашей на кухне ковыряют кашу с клюквой
- Четыре сереньких чертенка с красными коробками пришли
- Глиняная печка пшённую кашу испекла
- Ветер в парке качает молодую листву
- Баба Яга на метле летит, с метлы не слетит
- Воробей на ветке сидит, от ветра не трясется
- Шумит, шумит, шумит у нас шалаш
- Рыба в реке, рыба в воде — рыба везде
- Тот, кто утром встал, тот весь день не спал
- Сидит заяц на лужайке, ищет зайчонка в траве
- Милая Маша на машине мчится
- Бежит по лесу лиса, у лисы — коса
- Хитрая лисица и хитрый лис лисёнка учат хитростям
- В шалаше шуршит шелками шальная швея
- Бобр добр к барсукам
- Под деревом тетерев тетерева встретил
- Цыпленок цепко цепляется за цепь
- Пять пухленьких пышек пекарь испек
- Фараон фавориту флейту подарил
- Ящерка юркнула в яр
- Жук жужжит, жужжит да не кружит
- Звонкий звонок звенит звонко
- Свинья тупорыла весь двор перерыла
- Дятел долбил дуб, да не додолбил
- Рыжая рысь рычала на рыжую рыбу
- Шесть мышат в шалаше шуршат
- Сыр на полке, а шишки в шапке
- Сушки сушит Саша, шубу шьет Маша
- Снег сыплет, шуршит, шелестит
- На лужайке жужжит жук, в зоопарке зевает зяблик
- Зайка замерз, жук зажужжал
- Лариса рыбу ловит, Роман раков разводит
- Рыжий кот ловит рыбу, ловкий кот лакает молоко
- Рома рыл, Лара лепила
- Белый парус, бурый бобёр
- Петя пилит, Боря бьет, баран бодает, петух поет
Важно!
— Занятия проводятся в тишине без посторонних фоновых шумов.
— Речь окружающих пациента должна быть медленной и четкой.
Дополнительные методы лечения
Медикаментозная терапия
Препараты не лечат афазию напрямую, но улучшают мозговое кровообращение и когнитивные функции:
— Ноотропы (Церебролизин, Пирацетам).
— Антидепрессанты (при сопутствующей депрессии).
— Витамины группы B (для поддержки нервной системы).
Физиотерапия и ЛФК
Проблемы с речью после инсульта могут быть связанны не только с непосредственным повреждением речевых зон мозга, но и с параличами мимической мускулатуры. Артикуляционные мышцы просто не выполняют своих функций, а лечение и восстановление аналогичное, как при двигательных расстройствах. Именно в таких случаях максимально эффективными окажутся физиотерапевтические процедуры, лечебный массаж и специальный комплекс лечебной физкультуры после инсульта.
- Электромиостимуляция активирует мышцы лица и артикуляционного аппарата.
- Иглорефлексотерапия улучшает нейронные связи.
Хирургические методы
Экстра-интракраниальный микроанастомоз: создание обходного кровотока для питания речевых зон. Применяется редко из-за высоких рисков.
Экспериментальные подходы
Терапия стволовыми клетками: стимуляция регенерации поврежденных нейронов. Пока метод изучается, но показывает перспективы.
Роль и помощь близких в реабилитации после инсульта
- Постоянное общение: даже если пациент не отвечает, разговоры с ним и около него стимулируют клетки головного мозга.
- Совместные занятия: чтение, настольные игры, пение.
- Эмоциональная поддержка: вера в восстановление после инсульта снижает риск депрессии.
Пример успеха: Известный писатель Сергей Довлатов после инсульта заново учился говорить, выполняя логопедические упражнения по 3-4 часа в день.
Заключение
Восстановление речи после инсульта — долгий, но достижимый процесс. Ключевые факторы:
— Раннее начало занятий с логопедом.
— Ежедневные домашние упражнения.
— Комбинация методов (физиотерапия, ЛФК, массаж, медикаменты).
— Поддержка близких и вера в себя.
Помните: Нейропластичность мозга позволяет восстанавливать утраченные функции даже через месяцы после сосудистой катастрофы. Главное — не сдаваться!












