Восстановление речи после инсульта: практические упражнения, реабилитация в домашних условиях

Сегодня на alter-zdrav.ru поговорим о практических упражнениях для восстановления речи после инсульта и о возможных методах и способах реабилитации в домашних условиях. Незаменима тут и помощь близких…

Инсульт — тяжелейшее испытание как для пациента, так и для его близких. Одним из самых распространенных последствий этого заболевания становятся речевые нарушения (афазия), которые наблюдаются у 35% пациентов. Восстановление речи требует комплексного подхода, терпения и времени. В этой статье мы подробно разберем виды афазии, методы реабилитации, упражнения в домашних условиях и современные подходы к лечению.

Почему восстановление речи так важно

После инсульта речевые нарушения не только затрудняют общение, но и становятся причиной социальной изоляции, депрессии и потери мотивации. Раннее начало реабилитации — залог успеха.

Наибольший прогресс в реабилитации речи после инсульта наблюдается в первые 6 месяцев, когда нейропластичность мозга максимальна. Однако даже спустя год занятия остаются эффективными, хоть и требуют больше усилий.

речевые центры головного мозга

Виды речевых нарушений (афазии)

Афазия возникает при повреждении речевых центров мозга. Ее тип зависит от локализации поражения:

1. Моторная афазия (центр Брока)

Причина: повреждение задней части третьей лобной извилины (доминантное полушарие).
Симптомы: пациент понимает речь, но не может произносить слова. Речь заменяется отдельными звуками или короткими фразами.

2. Сенсорная афазия (центр Вернике)

Причина: поражение верхней височной извилины.
Симптомы: потеря понимания речи. Пациент говорит бессвязно, заменяет слова, не осознает ошибок.

3. Семантическая афазия

Причина: повреждение стыка теменной, височной и лобной долей.
Симптомы: трудности с пониманием сложных грамматических конструкций (например, «брат отца» vs. «отец брата»).

4. Амнестическая афазия

Причина: поражение теменно-височной области.
Симптомы: пациент забывает названия предметов, но сохраняет способность к диалогу («это… ну, как его… чтобы писать»).

5. Тотальная афазия

Причина: обширное повреждение речевых зон.
Симптомы: полная потеря речи и ее понимания.

Человеческий мозг в ходе своей деятельности использует только 5-7% от своего потенциала. Тем временем миллиарды нервных клеток “тихонько отдыхают в сторонке”. Но в случае надобности, например, при повреждении части активных нейронов при геморрагическом или ишемическом инсульте, клетки запаса активно включаются в деятельность.

восстановление речи после инсульта - работа с логопедом

Основные методы восстановления речи

Занятия с логопедом-афазиологом

Логопед оценивает тип афазии, развившейся в постинсультном состоянии, составляет индивидуальную программу и постепенно усложняет задания. 30% пациентов начинают говорить еще в стационаре при регулярных занятиях.

Принципы работы

— Первые сеансы длятся 5-10 минут, чтобы не перегрузить пациента. Через месяц логопедическое занятие уже может длиться 30-40 минут.
— Темы выбираются с учетом интересов человека (хобби, профессия).
— Упражнения комбинируются с музыкотерапией и эмоциональной поддержкой.

Домашние практические упражнения для восстановления речи после инсульта

Регулярная практика — основа успеха. Вот универсальный комплекс речевых упражнений, применимый в домашних условиях, подходящий для всех типов афазии:

Артикуляционная гимнастика

1. Вытягивание губ в трубочку. Удерживаем 3-5 секунд. (5-10 повторов).
2. Захват верхней губы нижней челюстью и наоборот.
3. Высовывание языка максимально вперед (имитация змеиного шипения).
4. Облизывание губ по кругу и в стороны.
5. Цокание языком («лошадка»).

Какие виды логопедических упражнений можно еще использовать дома?

  1. Открываем рот, шею вытягиваем вперед, и язык максимально высовываем из ротовой полости. Задерживаемся в такой позиции на несколько секунд и возвращаемся в исходную. Повторяем 5-10 раз.
  2. Пробуем скрутить язык в трубочку.
  3. Рот закрытый. Языком пытаемся дотянуться к мягкому небу.
  4. Рот закрыт, зубы разомкнуты. Водим круговыми движениями языком между зубами и губами.
  5. Пытаемся улыбнуться на все 32 зуба, а потом улыбаемся, не показывая их.
  6. Поочередно тянемся языком к кончику носа, а затем – к подбородку.
  7. Посылаем воздушные поцелуи, при этом громко чмокаем.

Следующие ниже детские логопедические упражнения из артикуляционной гимнастики отлично подойдут и для восстановления речи после инсульта:

восстановление речи после инсульта - артикуляционная гимнастика

Упражнения для дикции и памяти

— Завершение фраз («Солнце светит…» — как? «ярко»).
— Разучивание стихов, песен, скороговорок.
— Совместное чтение вслух с обсуждением текста.

Скороговорки

Пример скороговорок для восстановления речи после инсульта

Начинайте с простых фраз: «Грустный кузнечик прыгнул в заросли». Повторяйте её несколько раз (улучшается подвижность языка и губ). Далее можно перейти к более сложным скороговоркам:

  • Высоко на горе стучит кукушка в кувшин с крыжовником
  • На печи лежало сто шишек, и Саша не знала, куда их деть
  • Маша с Дашей на кухне ковыряют кашу с клюквой
  • Четыре сереньких чертенка с красными коробками пришли
  • Глиняная печка пшённую кашу испекла
  • Ветер в парке качает молодую листву
  • Баба Яга на метле летит, с метлы не слетит
  • Воробей на ветке сидит, от ветра не трясется
  • Шумит, шумит, шумит у нас шалаш
  • Рыба в реке, рыба в воде — рыба везде
  • Тот, кто утром встал, тот весь день не спал
  • Сидит заяц на лужайке, ищет зайчонка в траве
  • Милая Маша на машине мчится
  • Бежит по лесу лиса, у лисы — коса
  • Хитрая лисица и хитрый лис лисёнка учат хитростям
  • В шалаше шуршит шелками шальная швея
  • Бобр добр к барсукам
  • Под деревом тетерев тетерева встретил
  • Цыпленок цепко цепляется за цепь
  • Пять пухленьких пышек пекарь испек
  • Фараон фавориту флейту подарил
  • Ящерка юркнула в яр
  • Жук жужжит, жужжит да не кружит
  • Звонкий звонок звенит звонко
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла
  • Дятел долбил дуб, да не додолбил
  • Рыжая рысь рычала на рыжую рыбу
  • Шесть мышат в шалаше шуршат
  • Сыр на полке, а шишки в шапке
  • Сушки сушит Саша, шубу шьет Маша
  • Снег сыплет, шуршит, шелестит
  • На лужайке жужжит жук, в зоопарке зевает зяблик
  • Зайка замерз, жук зажужжал
  • Лариса рыбу ловит, Роман раков разводит
  • Рыжий кот ловит рыбу, ловкий кот лакает молоко
  • Рома рыл, Лара лепила
  • Белый парус, бурый бобёр
  • Петя пилит, Боря бьет, баран бодает, петух поет

Важно!
— Занятия проводятся в тишине без посторонних фоновых шумов.
— Речь окружающих пациента должна быть медленной и четкой.

Дополнительные методы лечения

Медикаментозная терапия

Препараты не лечат афазию напрямую, но улучшают мозговое кровообращение и когнитивные функции:

— Ноотропы (Церебролизин, Пирацетам).
— Антидепрессанты (при сопутствующей депрессии).
— Витамины группы B (для поддержки нервной системы).

Физиотерапия и ЛФК

Проблемы с речью после инсульта могут быть связанны не только с непосредственным повреждением речевых зон мозга, но и с параличами мимической мускулатуры. Артикуляционные мышцы просто не выполняют своих функций, а лечение и восстановление аналогичное, как при двигательных расстройствах. Именно в таких случаях максимально эффективными окажутся физиотерапевтические процедуры, лечебный массаж и специальный комплекс лечебной физкультуры после инсульта.

  • Электромиостимуляция активирует мышцы лица и артикуляционного аппарата.
  • Иглорефлексотерапия улучшает нейронные связи.

Хирургические методы

Экстра-интракраниальный микроанастомоз: создание обходного кровотока для питания речевых зон. Применяется редко из-за высоких рисков.

Экспериментальные подходы

Терапия стволовыми клетками: стимуляция регенерации поврежденных нейронов. Пока метод изучается, но показывает перспективы.

восстановление нарушенных функций после инсульта

Роль и помощь близких в реабилитации после инсульта

  1. Постоянное общение: даже если пациент не отвечает, разговоры с ним и около него стимулируют клетки головного мозга.
  2. Совместные занятия: чтение, настольные игры, пение.
  3. Эмоциональная поддержка: вера в восстановление после инсульта снижает риск депрессии.

Пример успеха: Известный писатель Сергей Довлатов после инсульта заново учился говорить, выполняя логопедические упражнения по 3-4 часа в день.

Заключение

Восстановление речи после инсульта — долгий, но достижимый процесс. Ключевые факторы:

— Раннее начало занятий с логопедом.
— Ежедневные домашние упражнения.
— Комбинация методов (физиотерапия, ЛФК, массаж, медикаменты).
— Поддержка близких и вера в себя.

Помните: Нейропластичность мозга позволяет восстанавливать утраченные функции даже через месяцы после сосудистой катастрофы. Главное — не сдаваться!

Оцените статью
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
а
Поделиться с друзьями
Кучер Светлана Николаевна

Медицинский журналист, психолог, медсестра лечебно-профилактических учреждений.
С отличием закончила РГПУ (ЮФУ) и Ростовское областное базовое медицинское училище (РБМК). 1 квалификационная категория по специальности «Сестринское дело». Опыт работы 23 года.

На сегодняшний день является администратором и пишущим автором после согласования материала с врачебной коллегией интернет-ресурса alter-zdrav.ru. В портфолио более 2500 написанных постов.

Alter-zdrav.ru: здоровье и красота для вас
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.