Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей — симптомы

понятие СДВГ

Сегодня на alter-zdrav.ru мы обсудим Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), сейчас все чаще проявляется у детей младшего возраста.

СДВГ выражается такими симптомами, как: невнимательность, импульсивность и, ясная нам из самого названия, гиперактивность. Он проявляется с самого детства. Симптомы СДВГ оказывают влияние на поведение, учёбу, процессы познания окружающего мира, социализацию, эмоциональную активность. Порой это продолжается и в зрелые годы.

Приблизительно 8-10 процентов детей с 4 до 17 лет имеют этот синдром из-за чего, он является наиболее распространённым детским расстройством. СДВГ встречается в два-четыре раза чаще у мальчиков.

Причины СДВГ

Причины заболевания до конца остаются неясными, однако это не мешает существованию некоторых теорий.

Большая часть экспертов сходится во мнении, что СДВГ — болезнь или расстройство нервной системы.

Многие исследователи полагают, что в мозгу таких детей при СДВГ существует дисбаланс химических веществ, обусловленный наследственностью. Косвенно это подтверждают улучшения, часто наблюдаемые при использовании лекарств, влияющих на биохимию мозга.

  • Воздействие табака, алкоголя, наркотических и некоторых медикаментозных веществ в период развития плода способно увеличить риск развития синдрома.
  • Имеется генетическая предрасположенность.
  • Родовые травмы, токсикозы беременности, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.
  • Большинство исследователей СДВГ сходятся в том, что такие факторы, как пищевые добавки, количество сахара, аллергии или же дефицит минералов не ведут к развитию этого заболевания. При этом допускается возможность, что у некоторых ребят можно заметить умеренные изменения в поведении в связи с употреблением в пищу определённой продукции или же на какие-то пищевые добавки.

симптомы СДВГ у детей

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ — это заболевание, вызванное тремя категориями симптомов: гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью. Дети с этой болезнью могут иметь как один из перечисленных симптомов, так и все.

Так же как и существует вариант, при котором по мере развития ребёнка с СДВГ, симптоматика будет видоизменяться по характеру или же частоте проявления. В большинстве случаев у ребёнка возникают трудности с самоконтролем, внимание рассеивается, последствия поведения предвидеть порой сложно. Дети чаще всего не ведут себя плохо лишь потому, что они решили преднамеренно раздражать родителей.

Гиперактивность выражается через крайнее беспокойство или излишнюю разговорчивость, а также неусидчивость.

Первые проявления симптоматики СДВГ обычно приходятся на четырёхлетний возраст и в течение последующих 3-4 лет зачастую только ширятся. Проявления этого заболевания достигают основного пика тяжести, когда ребёнок достигает 7-8 лет. Впоследствии чаще всего они идут на спад. К юношеским годам симптомы обычно становятся менее заметными, однако при этом СДВГ всё равно может быть выраженным.

Импульсивность поведения почти всегда идёт рука об руку с гиперактивностью у детей младшего возраста. Что в свою очередь вызывает резкость движений, нетерпение в разговоре, бунтарское поведение в коллективе, неприятие одноклассников, драки.

Импульсивные и гиперактивные симптомы внешне весьма схожи. Они становятся видны к тому времени, когда ребенок входит в четырёхлетний возраст. В следующие три-четыре года они достигают своего пика. Симптоматика СДВГ способна сохраняться и во взрослом состоянии, на протяжении всей жизни.

Невнимание принимает разные формы: от лёгкой забывчивости и рассеянности до бесконечных потерь нужных вещей и слабой успеваемости в школе, обусловленной невозможностью сконцентрироваться на деталях.

Из-за требований к развитию ребёнка (усидчивость, обращения внимания на что-то) эти проблемы становятся более очевидными в школе.

последствия СДВГ у взрослых как проявляются

Типы СДВГ

Было выделено три подтипа этого синдрома.

  1. Синдром дефицита внимания. В нём нет никакой гиперактивности.
  2. Импульсивно-гиперактивный тип течения СДВГ.
  3. Комбинированный тип.

Чтобы выявить подтип необходимо определить преобладающую симптоматику, которая со временем способна и измениться.

Оценка и диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Родители, обеспокоенные тем, что их ребёнок имеет СДВГ, в первую очередь должны обратиться к врачу. Чем раньше удастся распознать эту проблему, тем легче потом будет предотвратить или уменьшить эмоциональные, учебные и поведенческие трудности.

Простого способа диагностировать СДВГ пока не существует. Помимо того многие симптомы этого синдрома на удивление сильно характерны для детского промежуточного возраста 4-6 лет. Однако их возникновение имеет меньшую частоту, а проявления — интенсивность, чем у тех детей, которым можно диагностировать СДВГ.

Это говорит, в первую очередь, о том, что для родителей может оказаться довольно сложно понять всё ли с ребёнком нормально и, вписывается ли его поведение в возрастные изменения, или же они имеют дело с отклонениями обсуждаемого нами синдрома.

Ребёнок с диагнозом СДВГ, который по своему возрасту младше окружающих его сверстников может проявлять меньшую зрелость, нежели дети, прожившие несколько больше лет, тем самым набирая и большее количество опыта поведения в обществе, как сверстников, так и взрослых людей.

диагностика СДВГ

Подобное положение вещей не обязательно указывает на существующую проблему, поэтому специалистам будет необходимо соблюсти свои диагностические критерии для оценки. Исследования производившие оценки состояний детей, больных СДВГ на протяжении длительного времени, пришли к выводу, что большинство детей, соответствующих всем выделенным критериям синдрома гиперактивности, продолжают соответствовать им и по мере взросления, в отличии от тех, чья чрезмерная активность, обуславливалась исключительно детским возрастом и желанием поскорее узнать все грани мира и дозволенного в нём.

Трудности могут возникнуть при диагностике СДВГ у детей школьного возраста и тем более подросткового. Есть свидетельства, что частое использование гаджетов или медиа (проведение несметного количества времени в социальных сетях или посвящение его, в первую очередь, видеоиграм) может, в перспективе, привести к такому симптому синдрома, как трудности с концентрацией внимания.

Несмотря на то, что это пока является лишь основной гипотезой исследователей, она вполне способна объяснить феномен того, что СДВГ в современном мире стал встречаться на порядок чаще.Синдром дефицита внимания и гиперактивности в подростковый период в условиях цифрового общества, крайне вероятно, будет проявлять непременно с задействованием всех возможных электронных «раздражителей» нервной системы.

Критерии синдрома при его диагностике

  1. Во первых, вся симптоматика СДВГ должна проявляться далеко не в одном месте, то есть её необходимо наблюдать, как в школе, так и дома.
  2. Длительность проявления гиперактивности должна равняться или превышать полгода.
  3. Симптоматика должна, не утихая, присутствовать вплоть до двенадцатилетнего возраста.
  4. При проявлении симптомов СДВГ должны быть нарушения в следующих сферах жизни ребёнка: социальной (проблемы с коллективом, социализацией), академической (неуспеваемость, трудности при усвоении новых знаний, поглощении данной в школе информации).

Проявления симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно выглядеть непременно чрезмерным и излишним, если исходить из нормального взросления ребёнка, а также поведения его сверстников.

Однако, если за ребёнком замечено какое-либо другое психическое расстройство, то именно оно также, как и СДВГ может быть причиной проявления всей этой подчас пугающей родителей симптоматики.

Существуют и иные физические и психические отклонения, которые имеют невероятно схожие с СДВГ признаки и проявления. Поэтому, в случае диагностики, настолько сильно и требуется тщательная медицинская, психосоциальная оценка происходящего с ребёнком, также немаловажно провести проверку уровня его или же её образованности, способности к развитию. Всё это сможет помочь подтвердить или же опровергнуть диагноз СДВГ.

Чтобы с большей точностью установить, что именно происходит, потребуется далеко не один визит к психологу, как и перестраховка в виде общения и диагностики состояния сына или дочери с по меньшей мере 2-3 специалистами в данной области.

Признаки проявляющие себя, как при наличии СДВГ, так и при иных расстройствах поведения и психики

Дополнительные психологические расстройства или же нарушения в развитии (те же проблемы с социализацией) имеет где-то половина тех детей, кому можно ставить диагноз СДВГ. Отсюда и возникает ряд трудностей с точностью диагностики СДВГ, потому что проявление симптоматики зачастую невероятно схожи между собой.

Из наиболее часто встречающихся расстройств, сопутствующих диагнозу СДВГ, можно привести в пример: неспособность к обучению, наличие и довольно яркая выраженность деструктивного поведения, сильно заметная тревожность и частые перепады настроения. Несколько реже синдром проявляется в сочетании с расстройством аутистического спектра.

Непосредственно для лечения сопутствующих синдрому дефицита внимания и гиперактивности заболеваний скорее всего потребуются лекарственные препараты. В рекомендациях от врача можно получить совет поработать ребёнку вместе с психологом, а лучше индивидуально или семейно с психотерапевтом.

В том случае, если СДВГ сопровождает ещё какое-либо расстройство поведения или же психики, с большой вероятностью потребуется вмешательство и помощь специалиста. К ним, в данном случае, можно отнести психиатра, психолога, детского нейропсихолога, педиатра с профилем в вопросах детского развития.

Нарушения при усвоении полученных знаний встречается у 20, а то и 50% детей, чей диагноз напрямую связан с синдромом гиперактивности.

В первую очередь, возникают трудности с восприятием материала, что отражается на школьной успеваемости. Родители должны донести о заболевании СДВГ до сведения классного руководителя или администрации школы, в которой их ребёнок получает среднее образование, но это необходимо лишь в том случае, если у сына или же дочери возникают трудности с чтением, письмом или же арифметикой.

Расстройства деструктивного поведения на пару с СДВГ выражены где-то у 40% детей, подверженных этому синдрому. Несмотря на то, что все дети и подростки в некоторые моменты способны ярко демонстрировать деструктивное поведение, однако при сопутствующем расстройстве частота и длительность подобного поведения увеличивается.

Они чаще начинают спорить со взрослыми, даже по самым казалось бы пустяковым поводам, закатывают «регулярные» истерики, отказываются следовать общепринятым правилам. Бывают случаи более намеренного нарушения установленных правил, как с целью неподчинения оным, так и с целью в дальнейшем избежать наказания. Обычно в настолько серьёзных случаях подобному сопутствует ложь и воровство, а также приступы агрессии, угрожающей людям, животным или имуществу.

Расстройства настроения включают в себя: частую тревогу, порой доходящую до панических атак депрессию, как слабо выраженную, так и затяжную, в худших случаях, намётки зарождающегося биполярного расстройства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей - симптомы

Лечение и коррекция поведения при СДВГ

В коррекцию поведения при лечении синдрома входит изменение окружения и среды жизни ребёнка, разработанные специально для оказания помощи больному с выраженной гиперактивностью, они в идеале способствуют изменению его или же её поведения, с их помощью школьнику становиться легче адаптироваться под условия и рамки семьи и школы в условиях современного мира.

Подобные методы коррекции СДВГ уменьшают количество и качество проблем с такими сферами жизни ребёнка, как:

  1. Нормализация поведения больного синдромом СДВГ в школе, а также улучшение в качестве усвоения новой информации, да и в целом облегчение школьного обучения.
  2. Затихание конфликтов в семье, изменение в лучшую сторону отношений с родителями, братьями, сёстрами, более старшим поколением и непосредственно с друзьями маленького пациента.
  3. Приобретение большей ответственности за свои поступки и лучшее соответствие поведения ребёнка ожиданиям взрослых.

Иногда при постановке диагноза СДВГ родителям будут рекомендовать индивидуальную программу обучения для ребёнка, потому что усваивать материал в коллективе или же в школьном темпе для него/неё может оказаться слишком сложным. И дело тут далеко не в том, что ребенок не слишком умный для получения образования, а в том, что синдром СДВГ способен мешать ему или ей, получать знания обычными, стандартизированными, подогнанными сразу подо всех методами.

Рекомендации родителям детей с СДВГ

Родители в состоянии сами помочь своему ребёнку скорректировать своё поведение с помощью описанных ниже методов и методик:

  • Установить ежедневное расписание занятий и следить за тем, чтобы от него было, как можно меньше отклонений (чрезвычайные ситуации и ситуации форс-мажоров в расчёт не берутся).
  • Постараться свести к минимуму при обучении или каких-либо занятиях всевозможные отвлекающие факторы.
  • Предоставьте школьнику определённые, логичные для него или же неё места, в которых он-она будет хранить школьные принадлежности, игрушки и одежду.
  • Ставьте перед собой (именно родитель первый пример для ребёнка) небольшие, достижимые и чёткие цели. Постепенно вовлекайте сына или дочь либо в их достижение, либо создавайте похожие цели для младшего члена семьи, но только после того, как он/она увидит на примере родителя, что подобное работает, приносит результаты и удовлетворение от процесса достижения или же осознания окончания работы.
  • Вознаграждайте положительные поступки и поведение ребёнка с СДВГ, в первую очередь, одобрением и тёплыми словами. Но при этом можно и создать определённую таблицу, по которой можно ориентироваться в количестве и качестве изменений в поведении ребёнка и, которая сможет помочь выделить существенные рубежи выздоровления. Их тоже было бы целесообразно отметить поощрением, чтобы ребёнок не думал о том, что все его или же её старания нужны лишь родителям и они даже не ценят проводимую им/ей работу над собой.
  • Создавайте перерывы на физическую активность между выполнением задач, требующих усиленной концентрации внимания.
  • Давайте широкий выбор возможных занятий, однако при этом ограничьте его, не оговаривая этого тем, что недопустимо для родителей, школы или общества в целом.
  • Найдите те занятия, что нравятся ребёнку и он или она при этом может быстро заметить улучшение своих результатов, в выбранном направлении. То есть существует необходимость, чтобы ребёнок довольно быстро ощутил отдачу от своих занятий (спорт, увлекательное хобби).
  • Пользуйтесь спокойно-человечной дисциплиной, без перегибания палки в наказаниях, за проступки, то есть отстранение, отвлечение, извлечение больного СДВГ ребёнка из опасной, выходящей за рамки дозволенного, травмирующей ситуации.

гиперактивный ребенок в школе

СДВГ в школьных условиях

Детям, которым диагностировали синдром гиперактивности, может потребоваться изменение в способах и методах обучения, включая дополнительную помощь от педагога или репетитора во время или после занятий.

Существуют и иные предложения для более эффективного обучения при СДВГ, они включают в себя следующее:

  1. Запись домашнего задания не только учеником/ученицей, способными забыть об этой необходимости, но и получение оного непосредственно родителями посредством электронной почты или же мессенджера от классного руководителя или же учителя, ведущего другие занятия.
  2. Осуществите просьбу пересадить ребенка поближе к доске и преподавателю.
  3. Попытайтесь договориться с учителями о том, что сыну/дочери необходимо несколько больше времени на выполнение школьных задач.
  4. Чаще связывайтесь с классным руководителем, интересуясь успеваемостью. Это поможет отслеживать всякие изменения в симптоматике заболевания, а также способствует пониманию, насколько хорошо работает план по коррекции поведения и излечения от СДВГ.

Бывают редкие случаи, когда дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности оказываются полностью неспособными к обучению. Если концентрация внимания улучшается, а поведение после начала лечения постепенно становится более приемлемым, но у ребёнка всё ещё возникают трудности с определёнными типами школьных задач (это может быть, понимание прочитанного или же способности к решению математических примеров), то ребёнок с СДВГ нуждается в дополнительном обследовании на то, насколько он/она, вообще, имеют способности к обучению.

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Alter-zdrav.ru: здоровье и красота для вас
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.